Как школа влияет на здоровье ребенка
В Германии существует специальная организация Bundesarbeitsgemeinschaft für Haltungs- und Bewegungsförderung e.V. (BAG), которая занимается изучением вопросов влияние методов обучения в школах и школьной мебели на умственное и физическое развитие детей. Руководитель BAG профессор Dieter Breithecker является признанным в мире специалистом в области эргономики школы с опытом практической работы в детском реабилитационном ортопедическом центре. Исследования, выполненные BAG, показали необходимость коренных изменений в организации учебного процесса и оснащении учебных классов в школах Германии, и, несомненно, имеют важное значение для всех неравнодушных сотрудников системы образования в России.
Влияние организации обучения в школе на здоровье школьника
Научные исследования доказывают положительное влияние стимулирующей движение организации учебного процесса и эргономической школьной мебели на обучение и развитие детей.
Условия для учебы в школах часто вызывают тревогу: здания школ нуждаются в переоснащении, не хватает учебных материалов, используется устаревшая мебель. Регулируемая школьная мебель, несомненно, такая же необходимая вещь, как новая обувь для быстро растущих детских ног. Почти 80% детей в школах (здесь и далее данные по Германии) все еще используют нерегулируемую мебель, хотя уже давно существует легко настраиваемая школьная мебель.
Подобная практика обучения в школах пагубно влияет на здоровье детей: 48% подростков в возрасте 11-14 лет страдают от нарушений осанки, 44% выпускников 4 класса жалуются на эпизодические, а 8% - на регулярные боли в спине, у 43% школьников в начальных классах периодически отмечается отсутствие концентрации на занятиях, у 12% это происходит постоянно.
Несколько лет назад было проведено четырех летнее исследование, чтобы подтвердить положительное влияние поддерживающей движение школьной среды, включающей эрго-динамическую школьную мебель и ориентированные на поддержку движения методы обучения. Немецкий производитель школьной мебели VS Mobel оснастил одну из начальных школ в Ганновере эргономической школьной мебелью: эрго-динамическими стульями, мобильными и регулируемыми по высоте высокими столами и партами с регулировкой наклона столешницы. Подробный отчет о данном исследовании можно прочитать здесь.
Исследование позволило сделать следующие выводы:
- в эргономически организованных классах школьники сидят на уроках более активно и чаще меняют позу. Такая активность положительно влияет на физическое развитие детского организма.
- активное обучение значительно уменьшает нагрузку на позвоночник, особенно на грудной и шейный отделы.
- регулируемые по высоте столы, позволяющие заниматься стоя (использовались в 11,4% уроков), оказались необходимыми для организации более динамичных уроков.
- парты с регулируемым углом наклона столешницы, использованные для 63% занятий по письму и 32,7% занятий по чтению, помогли значительно уменьшить напряжение, возникающее при наклонном положении головы.
- динамические методы обучения способствуют значительно лучшему физическому развитию детей.
- Уровень внимания и способность сконцентрироваться существенно выросли, даже после пятого утреннего урока.
Таким образом, была научно подтверждена связь между двигательной активностью и способностью к познанию у детей.
Исследование доказало необходимость использования эргономической школьной мебели, позволяющей удовлетворить потребность детей в движении и ориентированной на процессы физического развития, как для сохранения здоровья ребенка, так и для улучшения результатов обучения.
Эргономическая школьная мебель, использованная в исследовании:
- динамические стулья PANTOSWING, PANTOMOVE;
- регулируемые парты STEPBYSTEP, ERGO;
- мобильный высокий стол RONDOLIFT.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста, в нашу компанию mail@bogart.ru, (812) 438 0138.